Проблема по имени “Техническое задание”
Сколько раз вы смотрели в удивленные глаза Заказчика, в тот момент, когда называли стоимость работ по техническому обслуживанию?
Сколько обмороков вам приходилось наблюдать, когда вы называли цены на необходимое для озвучивания оборудование?
Задавались ли вы вопросом, почему все ваши аргументы разбиваются о стену непонимания и слышали встречное - “а что, двух колонок не хватит?”


Наша компания делает массу коммерческих предложений уже на протяжении многих лет. Каждое из них тщательно готовится, выбирается наиболее правильное техническое решение. Здесь учитываются все необходимые параметры: классы оборудования, акустические поля, области интерференций, количество каналов процессоров управления, кабели, разъемы, шкафы и т.д. и т.п. Буквально каждый первый раз приходится бороться за каждый XLR или даже RCA, а уж о непригодности кабелей ПВС и ШВВП я просто устал говорить.
Именно поэтому, мне пришла идея написать статью, которая могла бы стать подспорьем в принятии решений как профессионалам, так и, собственно заказчикам, которые будут на “это” тратить свои кровные.

Этап первый - ЯЗЫК!


Представьте себе, что вам, профессионалам озвучивания с многолетним опытом, необходимо купить кухонное оборудование для французского ресторана (так сложилась жизнь). С каких действий вы начнете этот тернистый процесс? Представили?
Вот-вот... Девяносто девять целых и девять десятых ваших заказчиков АБСОЛЮТНО не разбираются в нашей теме. Сколько бы вы не сотрясали воздух о том, что предложенные усилители класса АБ на выходе имеют самую чистую синусоиду, а выполненные по “длинноходовой” технологии динамики намного эффективнее в низкочастотном диапазоне, в конце тирады вы услышите одно — “сколько, сколько?”.
Сначала вы должны представить себя на месте заказчика. Понять какие выгоды от озвучивания вообще, как такового, он получит. Может проще ничего не приобретать, а на необходимые мероприятия брать в аренду? В кафе не резать потолки, а просто в баре поставить “бумбокс”?
Ответив для себя на этот самый главный вопрос, вы сразу поймете — как он себя чувствует, когда вы буквально “растаптываете” его терминами, графиками и спецификациями.
Тут вам необходимо перейти на язык, понятный человеку, не связанному с физикой распространения звуковых волн. А значит: перед тем как начать рассказывать — задайте максимально простые вопросы.

Этап второй - ОПРОСНИК.


Если уж вам повезло, и заказчик предложил вам возможность заработать, отнеситесь к этому с большой благодарностью. Поэтому будьте вежливы и облегчите ему жизнь.

Перечень важных вопросов:
1. Какие мероприятия видятся на этой площадке сейчас и в будущем?
2. Какие зоны этой площадки должны быть озвучены. Где будут “тихие” и “громкие” зоны. Насколько равномерно громко должно быть слышно в этих зонах?
3. Если зоны акустически разделены - будут ли в них “разные музыки”, а, соответственно, какие необходимы источники?
4. Каким способом ему хотелось бы всем этим комплексом управлять? Тут желательно указать варианты:
а) раздельное управление в каждой зоне
б) централизованное управление оператором
в) централизованное управление неквалифицированным персоналом (барменом или администратором)
г) “модное” нынче удаленное управление с помощью цифровых гаджетов.
5. На каких других объектах он видел системы, которые понравились и на каких не понравились?

Необходимо попросить необходимые для вашей работы чертежи (да хоть от руки) и сечения площадки, и можно приступать.

Этап третий - собственно ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.


Если этот документ пишет сам заказчик, считайте что большая часть вашей работы уже сделана. Это значит, что все написанные параметры, технические особенности и места размещения уже продуманны, вопрос досконально изучен (даже с точки зрения стоимости), а вам остается лишь реализовать поступивший запрос и дать вменяемую скидку.
Если же ТЗ необходимо составить вам — УРА!!!, Заказчик сам попросился в заложники. Ведь теперь вам ничего не стоит написать все те необходимые технические параметры, которые присущи только “вашему” оборудованию. Чувствительность, мощность, габаритные размеры, протоколы управления выписываются как можно тщательнее, чтобы впоследствии ни один ваш конкурент не мог предложить точного аналога.
В этой шутке есть очень небольшая доля шутки, а остальное правда жизни. Но, опустим...
Итак, получив ответы на вопросы второго этапа, приступаем непосредственно к их согласованию. Берем чертежи, наносим зоны, присваиваем им названия, степень “громкости” и передаем заказчику с просьбой от руки обвести правильные области. Имея перед глазами нанесенные вами границы, ему будет гораздо легче определиться со своими решениями.
Потом наносим расположение АС на эти зоны, указываем направление их работы или даже углы раскрытия (дисперсию). Прилагаем к схемам описание, ссылки на продукты в интернете и прилагаем пояснительную записку, в которой вы описываете довольно простым языком — чем обоснован ваш выбор. Вот эта записка и станет краеугольным камнем вашего ТЗ. Теперь ответы, полученные в этой записке (или переработанной много раз записке) будут самыми главными аргументами как для вас, так и для заказчика. ДИАЛОГ уже начался и вам почти не придется никого убеждать! Здесь можно описать ценность акустической среды, статуса заведения или объекта в ряду подобных и многое-многое другое. Сюда даже можно внести перечень артистов, которые работали с этим оборудованием, что работает абсолютно безотказно, если эти артисты были в ответах на Опросник. На этом этапе, все уже готовы читать много написанных букв, смотреть картинки, видео, обсуждать всяческие нюансы и риск быть отвергнутым из-за непонимания минимален.
ТЗ (как документ с подписями), в свою очередь, пишется уже как техническое резюме всех полученных совместных решений. По большому счету, при правильно составленном ТЗ, сделать проект стадии “П” можно практически без подключения головного мозга. Все описано, расположение и схематика предельно понятна, управление согласовано, а спецификация вырисовывается сама собой.

Этап четвертый - ИНСПЕКЦИЯ.


Если вы действительно профессионал, вы можете предложить проверить ваш проект.
Тут существует довольно большой риск, но если вы пройдете подобную проверку, заказчик останется с вами на долгие годы.
Путей может быть несколько — можно пригласить технического специалиста из эксплуатации подобных объектов, можно обратиться в консалтинговую компанию, а можно передать написанное ТЗ вашим конкурентам с просьбой сделать альтернативное предложение.
Многие очень боятся этого шага, но я уверен — только от оборудования зависит очень мало. В конце концов, если есть инструменты для настройки, “играет” все. Практически ни один производитель не делает откровенный брак и заказчики, в конце концов, начинают понимать, что нужно работать со специалистами, а не с “железом”.
Ценовая категория в ТЗ уже определена самими решениями, а люди болеющие тотальным демпингом, в конце концов, уходят с рынка (поскольку им просто не на что развиваться).
В конце концов, вы можете сделать это сами, собрав систему на конкурентных брендах. Здесь могут выявиться какие либо просчеты, упущенные выгоды для заказчика и прочие ошибки. Это поможет вам каждый раз совершенствоваться, учиться и достигать небывалых вершин профессионализма.

Алексей Кониченко.
49000, г. Днепр, проспект Гагарина, оф. 502, тел./ф.: 067 560 31 51, e-mail: office@soundhouse.com.ua
Copyright© 2024 SoundHousePro.com All rights reserved
Использование материалов soundhousepro.com разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на soundhousepro.com.