Мощность
©Станислав Баранов
Источник:625-net. Архив журнала "Звукорежиссер". 02.99.


Среди множества технических параметров и характеристик современных акустических систем (АС) и усилителей мощности наиболее значимым и спорным из основных параметров является мощность. В документации на различные АС, можно встретить большое число видов мощности. Так, в старых ГОСТах определяются, кроме прочих, номинальная, паспортная мощность, а в ГОСТах поновее (которые весьма похожи на стандарты IEC) - характеристическая, шумовая, максимальная синусоидальная, долговременная, кратковременная, музыкальная. Само существование такого количества видов и методов измерения мощности проистекает из трудности ее нормирования, когда дело касается звука. Главная задача, которая ставится на протяжении десятков лет - это создание высокоэффективных систем, таких, чтобы "волки были сыты" (усилители отдавали максимальную мощность) и "овцы" (акустические системы) целы.




В данной статье, помимо описания методов тестирования, делается попытка связать между собой различные виды мощности, и даются рекомендации по согласованию АС и усилителей звуковой мощности.


"Пиковая", "мгновенная", "музыкальная" и "программная" мощности


Все эти понятия, так или иначе, связывают временную природу реального звукового сигнала и электрическую мощность, необходимую для ее воспроизведения. Действительно, если 150-ваттная лампочка представляет собой постоянную нагрузку для электрической сети, то от 150-ваттного усилителя лишь изредка требуется выдать все его 150 Ватт в акустическую систему. Рис. 1 иллюстрирует временную природу музыки и мощность, требующуюся для ее воспроизведения.



Заметим, что большую часть времени мощность, необходимая для воспроизведения этого аудиосигнала, весьма мала, и только короткие пики задействуют систему на полную мощность.


Пиковая мощность определяется как максимальная мощность, необходимая для воспроизведения определенного аудиосигнала.



Средняя мощность - это усредненная мощность для данного временного интервала.



Требования к пиковой и средней мощности могут значительно меняться в зависимости от характера исходного звукового сигнала.


Отношение пиковой мощности к средней называется пик-фактором (измеряется в дБ).



Для сигнала, показанного на рис. 1, пик-фактор составляет 25 дБ, что является типичным для классической музыки. Для музыки рок и диско пик-фактор обычно находится в пределах 8-10 дБ, для речи 10-12 дБ.



Рис. 2 демонстрирует пик-фактор различных аудиосигналов.


Мгновенная мощность отражает значение очень кратковременного потребления мощности и ассоциируется с мощностью, которая может потребоваться для воспроизведения аудиосигнала малой продолжительности.



Такие термины, как музыкальная и программная мощности, не определяются достаточно строго, но, по существу, могут рассматриваться как разновидности средней мощности.


I. Нормирование мощности усилителей


Основной метод нормирования мощности



Во времена ламповых усилителей нормирование осуществлялось весьма просто. Измерялась средняя мощность при синусоидальном сигнале на номинальной нагрузке при допустимом уровне искажений. При наличии отводов с вторичной обмотки выходного трансформатора, согласование с любым импедансом акустических систем не представляло проблем.



Хотя импеданс АС не бывает точно равен указанному в характеристиках значению 4, 8 или 16 Ом, это не принималось во внимание, так как ламповые усилители достаточно устойчивы к колебаниям импеданса нагрузки.


Таким образом, использование 8-омной АС, нормированной как 50-ваттной с 8-омным выходом 50-ваттного усилителя гарантировало их надежную работу в определенном диапазоне частот.


Максимальная амплитуда напряжения при минимальном импедансе



С появлением транзисторных усилителей проблема нормирования мощности усложнилась. Эти усилители не имеют, как правило, выходных трансформаторов, и поэтому, не всегда могут быть оптимально согласованы с АС. Максимальная амплитуда выходного напряжения транзисторных усилителей ограничена напряжениями его источника питания и, поэтому, им свойственны "жесткие" (сильно заметные на слух - в отличие от ламповых) искажения. Кроме того, даже самое кратковременное превышение допустимого предела выходного тока выводит оконечные каскады усилителя из строя. Работа усилителя на комплексную нагрузку, каковой является АС (рис. 3), может вызвать достижение максимального тока раньше, чем при работе на активный эквивалент, так как импеданс АС значительно меняется в зависимости от частоты.


Работа АС в реальной ситуации может быть еще более сложной. Исследования показывают, что при некоторых специфических переходных условиях, АС может вести себя как динамическая нагрузка. То есть это дополнительная реактивность, проявляющаяся, как правило, в мощных низкочастотных акустических системах, и обусловленная движением массы воздуха в АС при больших уровнях мощности. Динамический импеданс может достичь половины минимального для постоянного сигнала. Так, например, при работе 8-омной АС с минимальным импедансом 6,2 Ом мгновенная динамическая нагрузка может составить 3,1 Ом!



Искажения усилителей


Во многих случаях нельзя быть уверенным, что усилитель будет работать только на таких уровнях сигнала, когда искажения малы, поэтому важно знать, как будет себя вести усилитель при кратковременных перегрузках, и насколько они заметны на слух. Некоторые виды речевого или музыкального сигналов скорее вводят усилитель в режим слышимой перегрузки, некоторые - нет. Ключевым здесь является пик-фактор.



Легко рассчитать систему звукоусиления (усилитель + АС), в которой усилители никогда не будут доведены до заметных искажений, но мощность и, соответственно, стоимость такой системы могут оказаться весьма велики. Представим, что для разрабатываемой системы 50-ваттный усилитель мог бы обеспечить требуемый уровень средней мощности. Задавшись пик-фактором 10 дБ, получаем необходимую пиковую мощность системы 500 Вт. Для работы с сигналом при пик-факторе 12 дБ потребовалась бы система мощностью 800 Вт!


Очевидно, здесь нужен определенный компромисс. Вот некоторые способы решения этой проблемы:


1. Сжатие динамического диапазона (компрессирование) позволяет уменьшить пик-фактор на 3-5 дБ без "заметности" на слух.


2. Двух- и более полосное усиление снижает пик-фактор каждой полосы усиления, как показано на рис 4.


3. Использование усилителей, схемы которых предотвращают "жесткое" ограничение сигнала.


II. Нормирование мощности громкоговорителей


Есть две основные причины, по которым громкоговоритель может быть выведен из строя. Во-первых, элементы его конструкции могут разрушиться в результате перегрева и, во-вторых, механическая система может приобрести необратимую деформацию в результате чрезмерно большого хода подвижной системы. Сами по себе эти причины независимы, но при некоторых обстоятельствах могут отягощать одна другую.


Термические пределы


При продолжительной работе элементы конструкции громкоговорителя нагреваются до некоторой температуры и останавливаются на ней, если количество выделяемого тепла равно количеству отводимого, то есть имеет место термодинамическое равновесие.



Звуковая катушка - основной источник нагрева. При нормальных условиях эксплуатации катушка может выдержать повышение температуры до пределов, обусловленных свойствами материалов и компонентов ее конструкции. Некоторые современные громкоговорители допускают нагрев звуковой катушки до 200оС. При нагреве активное сопротивление обмотки катушки увеличивается, ток через катушку уменьшается и мощность, соответственно падает. Это называется "эффект термической компрессии мощности" (измеряется в дБ).

Так как температура звуковой катушки громкоговорителя не возрастает мгновенно, значения пиковой мощности могут значительно превосходить нормы мощности продолжительной. Многие АС способны выдержать импульсы мощности 10 дБ (в 10 раз) при скважности импульсов, равной 10, если, конечно, эти импульсы достаточно кратковременны. (Рис.5)



Термические пределы мощности каждой модели громкоговорителя определяются статистически. Мощность, подаваемая на испытательные образцы, наращивается пошагово с промежутками времени, достаточными для установления термодинамического равновесия. В качестве тест-сигнала используется розовый шум со спектром, исключающим механические повреждения громкоговорителей. Таким спектром является розовый шум в рекомендованном диапазоне частот. Мощность контролируется по среднеквадратичным индикаторам тока и напряжения, а тест продолжается до тех пор, пока все образцы не выйдут из строя. Очевидно, что не все громкоговорители испытуемой серии выйдут из строя при одной и той же мощности, и этот тест, при достаточно большом числе испытываемых образцов, показывает нормальное распределение отказов. (Рис. 6)


Если, например, большинство громкоговорителей вышло из строя при мощности 200 Вт, можно ли нормировать их как 200-ваттные? Предполагая использование громкоговорителей в самых разных сферах, производитель может нормировать эту модель как 175-ваттную. Такая честная, но консервативная оценка своей продукции важна для производителя, стремящегося поддерживать свою репутацию. С другой стороны такая оценка проигрышна, исходя из соотношения мощность/цена.


Факторы, определяющие термические пределы


Здесь есть два ключевых момента: материалы должны выдерживать как можно более высокие температуры, и тепло должно отводиться как можно более эффективно. Поиск высокотемпературных материалов и компонентов продолжается, эффективность отвода тепла остается главной инженерной задачей при производстве громкоговорителей.


Известно множество факторов, способствующих более эффективному отводу тепла от звуковой катушки. Основной - увеличение диаметра катушки. Это делает поверхность катушки больше, что позволяет поместить больше провода на катушку.


Ряд фирм-производителей имеет собственные патенты на конструкции НЧ-громкоговорителей, которые обеспечивают самовентиляцию катушки при рабочем движении подвижной системы. (Рис. 7)


Когда применяются термические нормы


Эксплуатировать громкоговоритель по термическим нормам можно в том случае, когда есть уверенность, что ход подвижной системы находится в линейных пределах.


Для НЧ-громкоговорителей это означает, что акустическое оформление обеспечивает надлежащую акустическую нагрузку, и подавлены частоты ниже резонансной частоты корпуса акустической системы, либо ниже частоты среза рупорной системы.



Рабочий диапазон частот СЧ- и ВЧ-громкоговорителей сам по себе обеспечивает достаточно малый ход подвижной системы и, тем самым, достаточную линейность.



Необходимо отметить, что, для предотвращения большого хода подвижной системы на НЧ-сигнале разделительные фильтры для СЧ и ВЧ громкоговорителей должны иметь достаточную крутизну спада (для качественных АС не менее 12 дБ/окт). Иногда параллельно СЧ- и ВЧ-громкоговорителям включают резистор, с сопротивлением примерно в три раза большим номинального импеданса громкоговорителя. Это шунтирует реактивные компоненты импеданса, что дополнительно защищает громкоговоритель на частотах ниже рабочего диапазона.



Нормы мощности, обусловленные максимально допустимым ходом подвижной системы



При постоянном напряжении подаваемого синусоидального сигнала амплитуда хода подвижной системы громкоговорителя обратно пропорциональна частоте сигнала. При снижении частоты сигнала до точки основного резонанса подвижной системы амплитуда хода достигает предела и при дальнейшем снижении частоты остается постоянной, а нелинейность хода - увеличивается.



Если громкоговоритель акустически не нагружен, ход подвижной системы на частотах в области резонанса может быть весьма велик. Если подаваемая мощность при этом близка к термической норме, громкоговоритель может выйти из строя в результате необратимой деформации подвески, и может начаться трение звуковой катушки об элементы конструкции магнитной системы. (Рис. 8)



Но задолго до того, как ход подвижной системы достигнет опасной величины, искажения, обусловленные нелинейностью, уже будут весьма большими.


В индустрии профессионального звука отклонение от линейности при движении подвижной системы более чем на 10%. определено как верхний предел, приемлемый для АС.


Есть несколько способов тестирования громкоговорителей по этому критерию. Один из них заключается в измерении тока, проходящего через катушку, при синусоидальном сигнале и наблюдении за максимальным ходом подвижной системы, при котором искажения достигнут 10%. Этот метод используется в стандарте AES.



Есть другой способ, более сложный, но и более точно отражающий работу громкоговорителя в реальных условиях. НЧ-громкоговоритель монтируют на твердой поверхности достаточно большой площади. Измерительный микрофон устанавливается на расстоянии 1 м. Измеряются уровни звукового давления (Sound Pressure Level - SPL) основного тона, 2-й и 3-й гармоники. (Рис. 10)



По результатам строится график, как показано на рис. 10.


В точке пересечения кривых искажения (здесь 2-я гармоника) на 20 дБ меньше основного тона. Это значит, что нелинейность достигла 10%, и величина хода может быть вычислена по формуле:


Xmax = (1,18 x 103) x 10spl/20 /
/ fo2 x a2


где: SPL - уровень звукового давления, при котором коэффициент гармоник равен 10%;


f0 - частота, при которой коэффициент гармоник равен 10%


а - радиус диффузора в мм.


Вычисления производятся как по 2, так и по 3 гармонике. Из двух зол выбирается худшее (где ход при коэффициенте гармоник равном 10% меньше).


Влияние конструкции АС на величину хода подвижной системы громкоговорителей



Акустические свойства АС существенно влияют на максимальный ход подвижной системы. Оптимальное сочетание параметров громкоговорителя и его акустического оформления позволяет минимизировать ход в диапазоне октавы выше частоты резонанса корпуса акустической системы или частоты среза рупорной АС. Ниже этих частот громкоговоритель акустически не нагружен и, для предотвращения слишком большого хода, необходимо обеспечить достаточный "завал" частотной характеристики.


В последние годы появились прогрессивные разработки, в которых нелинейность подвижной системы компенсируется нелинейностью электромагнитного поля, которая достигается частичным выдвижением звуковой катушки из зазора магнитной системы. В результате взаимной компенсации этих нелинейностей удается достичь большего хода в линейных пределах.


Остановимся на некоторых стандартах и методах тестирования.


Метод тестирования AES


Audio Engineering Society предлагает следующий метод тестирования громкоговорителей: испытательный сигнал представляет собой розовый шум с шириной спектра в одну декаду и нижней частотой, равной рекомендуемой производителем для данного громкоговорителя. Пик-фактор сигнала устанавливается равным 6 дБ. Это означает, что мгновенная мощность в четыре раза превосходит среднюю. Этот тест позволяет сравнивать громкоговорители разных производителей, хотя он не отражает влияние акустического оформления.


Метод тестирования IEC


Громкоговоритель может выйти из строя, как в результате перегрева звуковой катушки, так и из-за чрезмерного хода подвижной системы на низких частотах. Необходим метод тестирования по обоим этим критериям, применительно к реальным условиям эксплуатации АС.


Очевидно, что для нормирования широкополосных АС тест IEC наиболее адекватен реальным условиям эксплуатации.



Для НЧ-громкоговорителей и низкочастотных акустических систем (субвуферов), напротив, наиболее приемлемым является тест AES, так как он производится применительно к рабочему диапазону частот конкретной модели.


Для СЧ- и ВЧ-громкоговорителей также применяется тест AES. Мощность вычисляется, исходя из минимального импеданса громкоговорителя в его рабочем диапазоне частот. Норма мощности определяется, как программная продолжительная, на 3 дБ больше AES. Это объясняется тем, что СЧ- и ВЧ-громкоговорители работают в сравнительно узком диапазоне частот, и аудиосигнал в этом диапазоне имеет небольшой пик-фактор.


Некоторые производители отражают в характеристиках зависимость нормы мощности от нижней рабочей частоты громкоговорителя, то есть от максимального хода подвижной системы.


Например, для среднечастотного драйвера может быть указано:


70 Вт - программная продолжительная выше 800 Гц;


100 Вт - программная продолжительная выше 1200 Гц.


Выбор мощности усилителя для АС


В этом вопросе рекомендуется все условия эксплуатации АС разделить на три категории:


1. Когда уровень подаваемого сигнала внимательно контролируется, АС может работать с усилителем, мощность которого в два раза превышает норму IEC для АС. Современная музыкальная продукция зачастую имеет большой пик-фактор. Пики мощности, обычно, настолько кратковременны, что не успевают причинить вред АС. Между тем, дополнительные 3 дБ мощности системы позволяют улучшить ее общие показатели.


Характерные примеры - система студийных мониторов или бытовая Hi-Fi система.


2. Если система предназначена для "тяжелых" длительных циклов работы, в процессе которой возможны частые и продолжительные перегрузки, то мощность усилителя выбирается равной норме IEC. Это наиболее распространенный случай.


Типичный пример - концертная звуковая система, где возможны самовозбуждение микрофонов, внезапные скачки громкости, коммутационные щелчки и т.д. К этой категории относятся также системы для дискотеки и другие, в которых затруднен постоянный контроль уровня сигнала.


3. В системах, в которых перегрузка является музыкальным требованием, мощность усилителя выбирается равной половине нормы IEC. Действительно, мощность сильно перегруженного усилителя может в два раза превысить номинальную (пик-фактор сигнала типа "меандр" равен 0 дБ, синусоидального 3 дБ). Таким образом, выбор "скромного" по мощности усилителя гарантирует надежную работу системы.


Пример - гитарный комбо, где перегрузка усилителя придает необходимую окраску звучанию инструмента.


Соотношения между нормами мощности


В характеристиках АС разных производителей можно встретить такие виды мощности, как программная (продолжительная), номинальная (рекомендуемая), максимальная, синусоидальная, среднеквадратичная (RMS). В приводимых ниже соотношениях сделана попытка их сопоставления, хотя эти соотношения не могут являться строгими, так как сами методы тестирования различны.


Из характеристик испытательного сигнала теста AES или IEC следует, что максимальная мощность может быть принята на 6 дБ (в четыре раза) больше, чем средняя (продолжительная шумовая).


Программная продолжительная бывает или равна, или на 3 дБ (в два раза) больше норм AES или IEC в зависимости от предназначения АС. Иногда выбор программной нормы в два раза больше, чем нормы AES или IEC, может предполагать использование лимитера для предотвращения перегрузок, но иногда - это лишь желание производителя представить свою продукцию более мощной, чем она в действительности является.


Номинальную, среднеквадратичную (RMS) и синусоидальную нормы мощности можно "условно-примерно" считать в два раза больше нормы AES или IEC.


Следует отметить, что, как правило, производитель, желающий иметь солидную репутацию, указывает в характеристиках и вид мощности, и стандарт измерения, или описывает сам метод тестирования.


49094, г. Днипро, ул. Набережная Победы, 10и, 2-й этаж, тел./ф.: 067 560 31 51, e-mail: office@soundhouse.com.ua
Copyright© 2018 SoundHousePro.com All rights reserved
Использование материалов soundhousepro.com разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на soundhousepro.com.